«Корпоративные праздники. Цена вопроса»
Корпоративные праздники. Из глубины веков
Есть мнение, что корпоративные праздники как средство коммуникации использовались, начиная с первых побед первобытного человека над мамонтом. Иначе как объяснить посиделки у костра, посвященные удачной охоте?
Археологические раскопки подтверждают мысль о том, что уже первобытным сборищам были присущи главные элементы, характеризующие корпоративные праздники: коллектив людей, объединенных общей идеей, и событие, к свершению которого каждый из них так или иначе приложил руку.
Конечно, материалы раскопок не дают оснований утверждать, что древние корпоративные праздники устраивались по поводу заваливания юбилейного мамонта с участием коллег из дружественных и конкурирующих племен, и, конечно, никому не придет в голову предположить, что наши далекие предки включали в свои корпоративные праздники элементы тренинга для персонала.
Но! Закрыв глаза на некоторые упущения в формировании первобытно-общинной корпоративной культуры, можно с уверенностью сказать, кому именно принадлежат авторские права на «корпоративные праздники».
Корпоративные праздники. Человеческий фактор
Корпоративные праздники в сегодняшнем виде сформировались на рубеже XIX-XX веков в Европе и Америке. К тому времени собственники окончательно осознали смысл слова "мотивация" и значение этого понятия применительно к бизнесу. Оказалось, что для того, чтобы эффективно трудиться, человеку мало одной зарплаты (каков подлец!), ему еще совершенно необходимо ментально-воодушевляющее обоснование его деятельности. Вот тогда он работает хорошо, а значит и прибыль больше. Из этого понимания стали формироваться элементы корпоративной культуры и приемы воздействия на персонал, важной частью которых стали корпоративные праздники.
Так зачем же, все-таки, они нужны эти хлопотные, дорогостоящие корпоративные праздники, и какую функцию они выполняют?
Корпоративные праздники. Психологический аспект
Естественные желания людей, существующих в социуме, неизбежно ограничиваются или вытесняются общепринятыми правилами и условностями. В результате накапливаются агрессия, рассогласование, напряжение – одним словом, «негатив». А «негатив» время от времени необходимо сбрасывать, эту задачу и решают корпоративные праздники.
Корпоративные праздники восстанавливают баланс между требованиями ограничивающей реальности и свободолюбивым подсознанием.
Как бы парадоксально это не звучало, но коллективный сброс накопленного «негатива» (естественно, в цивилизованных формах) позволяет создать атмосферу дружеского, человеческого контакта и ощущения "сопричастности" общей цели, идее. Это касается всех: руководства компании, сотрудников, клиентов и партнеров. От того, насколько успешно будет достигнут этот итог, во многом зависит развитие компании, ее будущее, ее прибыли.
А вот еще одна важная функция, которую выполняют корпоративные праздники – фиксация прожитого временного отрезка в контексте изменений. Здесь на первый план выходит идея преображения, перехода в новое качество.
Корпоративные праздники. «Миг между прошлым и будущим»
Корпоративные праздники – сознательно или неосознанно – являются моментом самоанализа: удалось – не удалось, достижение – поражение, лучше – хуже. Самооценка формирует решения о будущем: чего мы можем достичь, чего я достоин – новых высот и радостей или только повторения пройденного. Идеальная ситуация, когда корпоративные праздники фиксируют УСПЕХ. Он как бы "закрепляет" на оси времени последние достижения, позволяя "поднять их на щит" и, что немаловажно, продемонстрировать во всей красе партнерам, конкурентам и самим себе. Кроме того, будни налаженного бизнеса, как правило, не дают возможности раздать, помимо "кнутов", должным образом оформленные "пряники". Вот почему момент чествования "передовиков производства" также является важным элементом и, украшая собой корпоративные праздники, создает мотивацию для награжденных и их коллег.
Корпоративные праздники. Сакральный смысл
Корпоративные праздники создают новые связи в коллективе через мифы, "ритуалы", символы. Не случайно все древние праздники тесно связаны с магическими ритуалами. Зажжение огней, воздвижение символа вверх, опасное испытание (инициация), символический раздел целого (пища), объединение экстремальных усилий (соревнование), коллективное самовыражение (пение) обеспечивали сообщества и личность энергией для перехода в новое качество жизни.
Корпоративные праздники. Что в остатке
Проектируя и проводя корпоративные праздники мы убедились, что корпоративные праздники могут стать уникальным инструментом управления и развития корпоративной культуры, способом трансляции организационных принципов, целей и ценностей.
Таким образом, корпоративные праздники – ресурс развития организации. Корпоративные праздники работают на укрепление веры в компанию. Корпоративные праздники помогают в создании единой системы ценностей и мотиваций.
Корпоративные праздники продолжаются всего несколько часов, но если их правильно спланировать, благодаря особой энергии, специфическому переживанию времени и пространства, во время корпоративного праздника можно решить задачи, на которые в будни потребуются месяцы.
В наши дни корпоративные праздники - краеугольный камень искусства построения команды (team building) – одно из самых важных событий в жизни бизнес-структуры.
Георгий Шмаргун
В статье использованы материалы с сайтов
http://www.uhr.ru и http://www.zfn.nizhny.ru